Соль и солод / парусная экспедиция в Шотландии для любителей местных, кхм, напитков

КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Акватория: Шотландия, Внутренние Гебридские острова.
Даты: 28 мая – 11 июня 2016 (два недельных этапа).

Маршрут: Largs – Arran (Lоchranza или Lamlash) – Islay (Port Ellen) – Jura (Craighouse) – Jura (Loch Tarbert) – Mull (Tobermory) –
Oban – Mull (Tobermory) – Jura (Loch Tarbert) – Islay (Bowmore) – Islay (Port Ellen) – Campbeltown – Largs.

Места, где производят напитки: Мы временно убрали их из заглавия, но все они (15 штук) перечислены ниже в тексте, и мы их обязательно посетим.

Лодки: Современные яхты Bavaria 45 и Bavaria 46.
Капитаны: Михаил Колманович и Даниил Симанов
Главный по напиткам: Виктор Лыков.
Цена с участника: 2000 евро за этап, включая перелет и все расходы на месте
(цена действительно при бронировании до 15 февраля!).

Eilean_Donan_Castle,_Scotland_1200

Есть в морской навигации такой классический и всем известный прием для определения собственного местоположения – пеленг по трем точкам, или “3–point fix”. Находите три заметных объекта на горизонте и их же – на карте, смотрите направления на них по компасу, проводите три линии, и в пересечении получаете свои координаты. Все, в общем, просто, самое сложное – это правильно выбрать и найти эти самые объекты. На Западном побережье Шотландии и в акватории Гебридских островов эта сложность практически отсутствует. Как говорил один очень опытный парусный инструктор и экзаменатор Дэвид Грей, «это единственное место в мире, где для определения своего положения я всегда использую 3-distillery fix». То есть, чтобы понять, где вы, вам не нужны три точки – вам нужны три винокурни (именно они являются наиболее выдающимися ориентирами, и их вокруг в избытке). А иногда и одной достаточно – если вы уже там.

ArdbergВ 2016 году мы вместе с нашими друзьями из питерского портового кабака «Fiddler’s Green»решили немного поупражняться в традиционной шотландской навигации и пройти вдоль Западного побережья Шотландии и Внутренних Гебридских островов. Ну и, естественно, посетить местные винокурни и приобщиться к местной культуре виски – не только ведь через бинокль на все эти названия смотреть! Наш маршрут проложен так, что мы сможем увидеть и посетить винокурни как крупных и известных брендов (вроде Laphroaig, Oban или Ardberg), так и производства, значительно менее знакомые широкой публике – Bunnahabhain или Tobermory.

А вообще, Шотландия – это, конечно, далеко не только виски. В первую очередь, это удивительной красоты природа, суровость которой может поспорить с норвежской. Развалины крепостей на древних скалах, суровое море, низкое небо, холодная и кристально чистая вода рек и озер – это земля суровых и сильных людей, и неудивительно, что именно здесь появились и вот уже столетиями производятся именно такие напитки. А еще местные сильные и суровые люди любят ходить под парусом – и яхтенная инфраструктура здесь развита прекрасно. Вместе с полным отсутствием массового  парусного туризма это создает очень комфортные и приятные условия для путешествия на яхте. Вы, кстати, обратили внимание, сколько раз в этом абзаце употреблено слово «суровый»? Но так уж выходит, что другие эпитеты к этому мероприятию непросто подобрать, и так у нас всё и будет — сурово. И очень красиво.
Здесь не будет тепло. Здесь не будет бесконечных купаний и коктейлей на палубе. Здесь будет покой, тишина и — суровая — красота. Будут соленые брызги на лице и азарт в глазах. Будет чувство плеча и отсутствие страха. И, конечно, — будет глоток виски вечером – в кокпите яхты или у камина в местном пабе, тепло по телу и вот именно здесь и сейчас – возможно, лучшее понимание этого напитка.

Акватория и логистика

Chart_C1_Part_4Западное побережье Шотландии и Внутренние Гебридские острова традиционно считаются сложной для навигации акваторией. Суровая погода, сильные течения и сложнейший фарватер отпугивают многих яхтсменов, и, как следствие, здесь сложно встретить новичков, да и вообще нет толпы. В то же время опасным хождение в здешних водах для опытных капитанов также не является – как на материковой части, так и на островах хватает бухт, где можно спрятаться от непогоды и переждать шторм, а все сложные и мелкие места хорошо промаркированы.
Отсутствие толпы и покой – вообще главные визитные карточки этих мест. На нашем маршруте практически не будет населенных пунктов с населением больше нескольких сотен человек, а иногда мы и вовсе будем бросать якоря в откровенно безлюдных и диких местах. Красивейшая природа, интересная история и, конечно, виски – вот три фактора, которыми мы руководствовались, составляя программу путешествия.
В начале лета здесь преобладают западные и юго-западные ветра сравнительно небольшой силы, что для нас подходит почти идеально. Температура воды не располагает к купанию (впрочем, такая ситуация тут круглый год), да и воздух весьма прохладен, особенно по ночам. В то же время, именно май и июнь – обычно самые солнечные месяцы в Шотландии, так что у нас есть основания ждать приятной погоды и красивых закатов.
Ближайший крупный аэропорт к местам старта и финиша обоих этапов нашей экспедиции – Глазго. Мы организуем трансферы между аэропортом и яхтами, так что вам не придется об этом беспокоиться. Между Ларгсом и Глазго около 45 минут езды, а путь из Обана в аэропорт (или обратно) займет чуть больше двух часов. Мы также позаботимся о ваших авиабилетах. Прямого сообщения между Глазго и Россией нет, но есть удобные регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга через Лондон и Амстердам.

Лодки

bavaria46_1Мы выйдем в море на современных крупных крейсерских яхтах Bavaria 45 и Bavaria 46. В Шотландии практически невозможно взять в чартер яхту больше, да это и неудобно – местные марины и якорные стоянки не рассчитаны на яхты больше 50 футов длиной. Обе яхты находятся в очень хорошем состоянии (правильный уход за яхтами – вообще визитная карточка британцев) . На каждой есть четыре двухместные каюты и просторная кают-компания, лодки оборудованы камбузом (кухней), гальюнами (туалетами) и душами.
Подробнее об устройстве крейсерской яхты и жизни на ней можно почитать здесь.

Капитаны и помощник капитанов по виски

Витя by irina-bo.ruКапитаны этой экспедиции – Даня Симанов и Миша Колманович, два основателя компании «Полветра», которые регулярно ходят вместе в море на протяжение многих лет. Обычно в каждый момент времени (особенно по ходу сезона) один из них находится в море, а другой – на берегу, но для этого мероприятия мы решили сделать исключение. И Миша, и Даня учились парусному делу как раз в северных водах с сильными течениями и сложным фарватером, оба умеют и любят ходить в таких условиях.  Выйти с ними в море – не только безопасно, но и очень интересно – капитаны с удовольствием приобщат вас к управлению яхтой, помогут освоить основы этого дела и развлекут множеством историй из своего опыта.

А еще с нами в Шотландию отправится один наш старый друг и товарищ – Витя Лыков. Витя – один из основателей и совладельцев лучшего в Санкт-Петербурге морского кабака «Fiddler’s Green», который славится уникальным выбором ромов и виски. Мы не знаем человека, который бы знал больше об истории виски, хотя вполне допускаем, что среди ваших друзей такой человек найдется. Но только вряд ли он играет на волынке. А Витя – играет. Благодаря его участию, на каждой винокурне у нас будет свой собственный экскурсовод-дублер, способны рассказать едва ли не больше штатного. Ну и наши собственные дегустации на борту яхт под руководством Вити станут увлекательными и интересными, а не только приятными.

scotland_pano

Виски

По ходу нашего маршрута мы посетим несколько винокурен, как на материке, так и на островах Arran, Islay, Jura и Mull. Таким образом, наш маршрут всего за неделю включит в себя три из пяти главных регионов производства виски в Шотландии – Islay, Island и Highland. На большинстве винокурен по ходу нашего путешествия у нас запланированы встречи и экскурсии – ну и дегустации, куда без них? Но и непосредственно во время переходов и совместных посиделок на берегу мы будем много говорить о местном волшебном напитке и традициях, связанных с его изготовлением и употреблением.
Вот полный список винокурен, которые мы планируем посетить за два этапа нашей экспедиции: Arran, Lagavulin, Ardberg, Laphroaig, Caol Ila, Bunnahabhain, Jura, Tobermory, Oban, Bowmore, Bruichladdich, Port Charlotte, Springbank, Glengyle, Glen Scotia.

Хочу с вами!

Описание этапов

Мы стараемся придерживаться составленных заранее планов, однако в море нередко погода и настроение экипажа вносят свои коррективы. А значит, планы вполне могут меняться по ходу плавания. Неизменны лишь точки старта и финиша и те потрясающие эмоции, которое мы получим от процесса. В нашем случае изменения если и будут, то незначительные, и при любом стечении обстоятельств у наших капитанов найдется достойный запасной план. Вообще, способность менять планы по ходу – неотъемлемая и даже интересная часть парусного образа жизни.

Первый этап (Ларгс – Обан, 28 мая – 4 июня):

0_Largs_retro_edit28 мая, суббота.
В первой половине дня организованный трансфер из Глазго в Ларгс (около полутора часов в пути). После обеда заселяемся на лодки, закупаем провиант. Привыкаем к жизни на яхте, обживаемся, проводим инструктаж по технике безопасности и яхтенный “Курс молодого бойца”. Вечером – в меру торжественный ужин на лодках, знакомства и обсуждение планов.

29 мая, воскресенье.
Утром выходим в море и берем курс на остров Arran, до которого около 20 морских миль ходу. На острове есть два залива, где мы можем остановиться на ночь. Для начала мы заглянем в гавань Lochranza, на северо-западной оконечности острова. Небольшая деревня, старинный замок и винокурня – ровно то, что нам нужно. Однако здесь случаются очень заметные течения, да и при сильных ветрах здешняя гавань представляет собой плохое убежище. На этот случай у нас есть запасной план – посетив винокурню и набрав местного напитка для вечерней дегустации, перемещаемся в прекрасно защищенную Lamlash Harbour, что на противоположной стороне острова, где и проводим вечер и ночь – на якорях.

Port_ellen

30 мая, понедельник.
Снимаемся с якорей рано утром, нам предстоит довольно долгий (почти 60 миль) переход на остров Islay — родину Lagavulin, Bowmore, Ardberg, Caol Ila, Laphroaig, и других надежных друзей и неизменных спутников настоящих яхтсменов. Наша цель – новая небольшая марина в Port Ellen, откуда рукой подать до трех самых знаменитых местных винокурен.

31 мая, вторник.
Двигаемся вдоль восточного берега Islay, оставляя по левому борту Laphroaig, Lagavullin и Ardberg, и переходим на остров Jura, в гавань Craighouse (столица острова). Здешняя якорная стоянка не при всякой погоде надежно защищена, и, в случае сильного ветра и волны нам придется уйти немного севернее, в залив Lowlandman. Вечером нас ждет винокурня Jura – мы или дойдем туда пешком (если останемся в Craighouse), или доедем на автобусе.

Jura_edit

1 июня, среда.
0_Largs_pub_editСтараясь ловить попутное течение, возвращаемся немного назад и идем на север по проливу, разделяющему Islay и Jura. Здесь есть небольшая якорная стоянка, прямо напротив винокурни Bunnahabhain. Мы постараемся сделать здесь небольшую остановку, и если, погода позволит, посетить винокурню. Ну а если не позволит, то, как минимум, отправим гонцов – туда и на находящуюся поблизости базу Caol Ila – за дегустационным материалом на вечер. На ночную стоянку уходим в Loch Tarbert – самый живописный и дикий фьорд не только острова Jura, но и всех Внутренних Гебридских островов.

2 июня, четверг.
В этот день нам предстоит долгий (около 60 морских миль) переход на северную оконечность острова Mull, и выходить придется, возможно, с рассветом. Сам остров мы можем обойти как с востока, так и с запада, будем смотреть по погоде. Наша цель – марина городка Tobermory – одного из самых живописных мест на западном побережье Шотландии. Здесь же находится и одноименная винокурня.

3 июня, пятница.
Идем на юго-восток по проливу Mull и упираемся в город Oban. На ночь мы остановимся не в самом городе, а в марине на небольшом островке Kerrera, напротив. Из марины в Oban можно добраться на бесплатном паромчике, который идет 5 минут. Им-то мы и воспользуемся для посещения винокурни Oban. А вечером вернемся в марину, и в местном ресторане устроим прощальный совместный ужин. Если, конечно, не найдем в городе ресторана принципиально лучше!

4 июня, суббота.
С утра выгружаемся на берег, долго прощаемся и обнимаемся с капитанами, обещаем друг другу обязательно, черт возьми, встретиться еще в море. А дальше, как это ни грустно, – паром и организованный трансфер в Глазго для желающих.

Второй этап (Обан – Ларгс, 4-11 июня):

4 июня, суббота.
bunnahabhain-barrelУтром трансфер из аэропорта Глазго в Обан. Встреча с капитанами, закупка продуктов, заселение на лодки и первичный инструктаж по технике безопасности. Вечером – посещение местной винокурни. В процессе дегустации обсуждаем планы и детали путешествия, настраиваемся на приключения.

5 июня, воскресенье.
Выход в море и первый, в меру разминочный переход до городка Tobermory, что на острове Mull. Здешняя гавань считается дамой живописной во всей западной Шотландии, а здешний виски (именно в Tobermory находится единственная на острове винокурня) знаменит далеко за пределами крошечного городка. Красивый вид и правильный напиток – что еще нужно для завершения первого полноценного дня в море? Ах да, с этим местом связано еще множество легенд. Но их мы расскажем вам на месте.

tobermory

6 июня, понедельник.
В этот день нам предстоит долгий и непростой переход, так что вставать придется рано. Наша цель – удивительной красоты фьорд Loch Tarbert на острове Jura. Мы планируем оказаться там до заката, чтобы высадиться на берег и, если погода позволит, устроить небольшой пикник.

7 июня, вторник.
Покидаем остров Jura и двигаемся на юго-запад, огибая с запада остров Islay. Здесь у нас есть шанс столкнуться с сильным и строго встречным ветром, и на этот случай, естественно, имеется и запасной план. Однако, если все будет штатно, то к вечеру мы окажемся в заливе Loch Indaal с южной стороны острова и бросим якоря напротив Bowmore – столицы острова с одноименной (и древнейшей из функционировавших без перерыва) винокурней. На противоположном берегу залива находятся еще две винокурни – Bruichladdich и Port Charlotte, которые тоже можно будет посетить.

8 июня, среда.
День ожидается в меру расслабленный – мы обогнем южную оконечность Islay и переместимся в марину Port Ellen, где сможем пополнить запасы пресной воды… А заодно окажемся в двух шагах от винокурен Laphroaig, Lagavulin и Ardberg. Планы на вечер, в общем, ясны.

9 июня, четверг.
Покидаем остров Islay и берем курс на юг-юго-восток, в сторону мыса Kintyre. Течения вокруг мыса очень сильны, и чтобы обойти его максимально быстро и безопасно, нам придется под них подстраиваться. Но сразу за мысом нас ждет Campbeltown – бывшая «мировая столица виски», знаменитая своими рекордными 28-ю винокурнями, а ради такого можно и подождать нужного течения. Расцвет местного производства, к сожалению, в прошлом, и сегодня в городе функционируют лишь три винокурни. Но нам на один вечер этого наверняка хватит.

Campbell-edit

10 июня, пятница.
0_Largs_retro_3Покидать Campbeltown, скорее всего, придется довольно рано, поскольку мы ходтим оказаться в Ларгсе – финальной точке второго этапа – непоздно. Здесь у нас запланирован финальный общий ужин с обсуждением итогов, благодарностями и признаниями друг другу в любви.

11 июня, суббота.
Нам придется освободить лодки уже рано утром. У нас заказан общий трансфер до центра Глазго (для тех, кто захочет задержаться в Шотландии ненадолго) или до его аэропорта – для тех, кому пора лететь. Мы, скорее всего, окажемся во второй группе. И уже сейчас знаем, что, улетая, будем грустить, хотеть вернуться, хотеть увидеть вас снова, и уже в самолете начнем строить планы на следующий год. И знаете – скорее всего, и у вас чувства будут похожими.

Условия участия

Когда и сколько будем пить?
Несмотря на тематику данной экспедиции ваша безопасность остается для нас абсолютным приоритетом, и мы не можем пренебречь некоторыми базовыми правилами. Во всех наших путешествиях всегда действует ключевое правило — запрет на употребление алкоголя на воде, то есть в море. Это значит, что мы не начинаем дегустировать, пока яхта не пришвартована надежно в марине или не стоит безопасно на якоре. Надо сказать, что в шотландских водах, весьма холодных и отличающихся сильными течениями, соблюдение этого правила становится важным как никогда. Поскольку мы не планируем ночных переходов, и каждую ночь будем проводить в марине или на якоре нам всем всего лишь придется терпеть до вечера и не начинать дегустацию любимых напитков слишком рано.

Принять участие в нашей экспедиции может каждый — никаких ограничений по возрасту или парусному опыту не существует. Да и экзамен на знаие виски никто проводить не будет. Главное для участия, как и всегда в наших путешествиях, – ваше желание и ваш интерес.
Миша, Даня и Витя приложат все усилия, чтобы путешествие стало для вас безопасным, комфортным, веселым и в то же время познавательным. Вне зависимости от того, что в нашей программе привлекает вас больше – яхты, шотландские пейзажи или виски – вы получите массу удовольствия и максимум информации о предмете вашего интереса.

Стоимость участия в одном из недельных этапов экспедиции – 2000 евро.

Внимание! Эта цена распространяется только на раннее бронирование (до 15 февраля)! При бронировании после этого срока в связи с ростом издержек на билеты вам придется заплатить уже 2200 евро.

Если же вы хотите присоединится к нам на весь срок плавания, мы обсудим с вами стоимость участия отдельно.

В данной экспедиции мы решили взять на себя практически все организационные и логистические моменты, и в приведенную выше сумму включено практически всё:

  • аренда и страховка яхт
  • авиабилеты в Глазго и обратно
  • работа шкиперов
  • работа виски-гида
  • трансферы из аэропорта Глазго в Ларгс или Обан (на яхты) и обратно
  • питание и напитки на борту
  • совместные ужины закрытия каждого этапа
  • постельное белье
  • финальная уборка лодки внутри и снаружи
  • оплата стоянок по ходу маршрута
  • посещение отдельных винокурен по ходу маршрута, дегустации
  • расходы на топливо, газ и пресную воду

В цену не включены:

  • питание на берегу (по желанию)
  • расходы на получение визы

Внимание! Если вы хотите сами оплатить свой перелет (например, вы предпочитаете летать бизнес-классом, или хотите лететь туда или обратно более сложным маршрутом), сообщите нам об этом, и мы вернем вам часть суммы, заложенной на покупку авиабилетов.

Для участия вам потребуется действующая британская виза на время путешествия. Мы обеспечим вас всеми необходимыми документами для ее получения.

Чтобы записаться на борт, вам достаточно нажать на соответствующую кнопку ниже, заполнить небольшую анкету и внести предоплату в размере 50% стоимости. Подробные инструкции об оплате вы получите по электронной почте сразу после заполнения анкеты.

Хочу с вами!

1_Arran_4_edited